дербентский эмират

ДЕРБЕНТСКИЙ ЭМИРАТ

Еще при владычестве арабов, когда Дербентом управляли эмиры из династии Сулами, подчиненные наместникам халифа в Армении, некоторые из дербентских эмиров стремились к независимости от Халифата [14]. В период разложения арабского Халифата в Дербенте утверждается наследственная хашимитская династия Бану-Хашима — 1066 гг.).

В борьбе с внешними врагами дербентские эмиры опирались на большую и сильную военную арабскую колонию, на наемные войска, а также на поддержку мусульманской части правителей Восточного Кавказа. Но это не всегда оказывалось достаточным для того, чтобы отстоять свою политическую независимость. Родовитая арабская и местная знать и религиозные общины вели с эмирами борьбу и стремились ограничить их власть. В княжеские усобицы вовлекалось и местное население — лезгины города и окрестных сел.

В 944 году население Дербента восстало против эмира Ахмада бен Абд ал-Малика ал-Хашими, изгнало его из княжества и отправило послов к ширванхану Абу-Тагир-Йазиду. Ширваншах послал в Дербент своего сына Ахмада. Через несколько дней после провозглашения его эмиром, дербентцы восстали и против него.

Если в период завоевания Дербента он служил арабам главной военной базой, то в период эмиратства становится основным форпостом мусульманства на северо-восточном Кавказе. Отсюда с целью распространения мусульманской религии и для наказания "неверных" горцев предпринимались систематические военные походы. Дербентским эмирам в этом оказывали содействие мусульманские правители Восточного Кавказа и, в первую очередь, правители Лакза, Табасарана и отчасти Кайтага. Дружественные отношения мусульманских правителей во многих случаях были закреплены брачными узами. В Лакзе, Табасаране дербентские эмиры находили себе убежище и поддержку во время внутренних неурядиц и внешней опасности [6].

рис4-1. Дебент. Фрагмент южной стены.

Если в период завоевания Дербента он служил арабам главной военной базой, то в период эмиратства становится основным форпостом мусульманства на северо-восточном Кавказе. Отсюда с целью распространения мусульманской религии и для наказания "неверных" горцев предпринимались систематические военные походы. Дербентским эмирам в этом оказывали содействие мусульманские правители Восточного Кавказа и, в первую очередь, правители Лакза, Табасарана и отчасти Кайтага. Дружественные отношения мусульманских правителей во многих случаях были закреплены брачными узами. В Лакзе, Табасаране дербентские эмиры находили себе убежище и поддержку во время внутренних неурядиц и внешней опасности [6].

В начале XII века Дербентское эмиратство было большим княжеством. По сообщению испанского путешественника Ал-Андалуси, побывавшего в Дербенте в 1130 г., правителем города был Сайфад-Дин Мухаммад. Дербентское княжество тянулось тогда к югу на несколько десятков километров и включало в свои границы город Шабран, к западу простиралось не далее ближайших горных ущелий, а на севере включало часть табасаранских земель. Население Дербентского княжества состояло из лезгин, табасаранцев, татов. Жили в княжестве и остатки давно осевших здесь персов и арабов [6].

Дербентские правители чеканили свою монету и прилагали много усилий к укреплению и украшению своего города. До нас дошли монеты с именем Музаффара. Известны имена последующих правителей Дербента — Бекбарс и Бахрам [6].

Феодалы северных районов Албании группировались вокруг эмиров Дербента и стремились удерживать свое преимущественное положение среди остальной массы местных князей. Для этого они использовали роль мусульманства в соседних районах. Типичной в этом отношении является экспедиция, предпринятая в середине XII века дербентским эмиром Сайф ад-Дином Мухаммадом против не принимавших ислам кубачинцев. Их дома были достаточно укреплены и по подземным ходам свободно сообщались между собой. Застигнутое в горах непогодой войско эмира отступило, не достигнув цели.

Другая группа феодалов в других регионах северо-восточного Кавказа не была столь единодушна в своих стремлениях, как те феодалы, что были связаны с Дербентом. Каждое княжество или вольное общество защищало свою область. Иногда они выступали и совместно, ополчаясь против мусульманских правителей, и особенно против дербентских эмиров.

У лезгин Лакза близкие связи сложились с Ширваном, поскольку в обоих государствах коренным преобладающим населением были лезгины.

После распада Халифата, когда в Ширване начала править династия мазйадидов (861 — 1027 гг.), в состав государства ширваншахов дополнительно вошли большое число лезгинских сел и часть территории существовавшего и до арабов лезгинского княжества Маскут (Мушкюр).

Ширваншахи пытались поставить Дербентский эмират в вассальную зависимость. На этой почве в X веке происходили частые военные столкновения. Они продолжались и в XI веке. В 1020 году столкновение между Ширваном и Дербентом окончилось поражением ширванцев и смертью в бою их владетеля. В 1021 году сражение было в Шабране, но ни одна из сторон не одержала победы. В 1029 году ширваншах Манучехра II выступил против дербентского эмира из-за поместья Муджакабад [10], являющегося частью Мушкюра, но потерпел поражение. В 1030 году дербентский эмир совершил на-иа владения ширваншаха и во многих местах опустошил их.

рис4-2. Дебент. Чаши V—IX ВВ.

В 1035 году ширваншаху удалось сломить гербентского эмира Абдул Малика, захватить Дербент и, перестроив крепость, заселить ее своими воинами. Наместником лирваншах оставил своего визира Мансура ибн-Мусиддида. Собрав силы, эмир Абдул ик разгромил ширванцев в Дербенте, убил визиря и вновь вступил в город. Затем эмир Абдул Малик заключил мир с ширван-шахом Манучехром и подкрепил мирный до0гвор своей женитьбой на сестре ширваншаха.

Профессор Р.Магомедов пишет: "При определении отношений между Дербентским княжеством, Лакзом, Ширваном междоусобные распри нельзя считать определяющим мотивом. Факты свидетельствуют, что народы Дербентского княжества, Лакза чувствовали свою близость к ширванскому населению и чутко прислушивались к событиям в Ширване. Когда в Ширван вступили кочевники-даиламиты, ширваншах Йазид обратился к Дербенту с просьбой о помощи, и население Дербента помогло ему, и даиламиты были изгнаны из Ширвана" [14].

В начале XII века отношения между Дербентом и Ширваном вновь обострились. Дербентский эмир Мухаммад бен Халиф привлек для борьбы с ширваншахом северных кочевников. В ответ ширваншах Ахситан I в союзе со своим родственником иберийским царем Георгием III совершил в 1170 году поход на дербентское владение, опустошил область Мушкюр. Пять лет спустя в 1175 году дербентский эмир выступил против ширваншаха. В битве близ Баку на его стороне участвовал русский флот из 70 судов.

В 1124 году царь Давид IV (Строитель) начал войну с дербентским эмиром. Против него выступили дербентские войска, состоящие из лезгин, табасаранцев и отчасти половцев [6]. Грузины взяли только несколько крепостей и подошли к городу Шабрану, но вскоре откатились назад. Попытки расширить пределы грузинской территории делались и грузинскими царями Деметре I и Георгели III, однако безуспешно. В 1167 году иберийскими войсками был даже взят Дербент, но удержались они здесь недолго.

Лезгины были втянуты и в политическую жизнь восточной Иберии. Они принимали участие в княжеских усобицах то на стороне одного иберийского князя, то другого. Сами грузинские князья нередко обращались за помощью к лезгинам. Лезгины выступили по призыву племянника Георгия III, восставшего против своего дяди, и принимали участие в освободительной борьбе иберийских народных масс против сельджукских захватчиков [15].

 

интересное
 
ИСТОКИ ЛЕЗГИНСКОГО ЯЗЫКА
В наше время жгучих очередных вопросов экономической, социальной, политической жизни мало места остается для спокойного изучения истории, быта, культуры и особенно языка многочисленных, хотя и малочисленных, но крайне интересных народностей Кавказского края.Кавказ - это бесценный по богатству и разнообразию музей этнографических, археологических и, естественно, исторических сокровищ всякого рода”.
Евгений Марков (знаменитый путешественник).“Очерки Кавказа” 1904 г. стр. 11, Москва-Санкт-Петербург.
С распадом СССР, признававшим лишь научное знание, появилась возможность познакомиться и с другими знаниями - с восточными оккультными знаниями, теософией и великим Эзотерическим Учением, учением Мудрых или учением Древних как их называют.Все учения ценны, ибо все они - опыт человечества.
Эзотерическое Учение представляет собой синтез и науки, и религии, и философии. Нас и поныне поражают следы достижений этого учения - как знаменитые достижения культуры древних цивилизаций (в том числе и Семью Чудесами Света) Индии, Китая, Междуречья, Египта, Греции, Перу и др.
Ознакомление с Эзотерическими знаниями Древних, в частности с трудами величайшего мыслителя нового времени Елены Петровны Блаватской, своей жизнью и трудами всколыхнувшей погрязший в материализме XIX век, особенно с ее “Тайной Доктриной” и “Разоблаченной Изидой”, совершенно изменили мои представления о космогенезисе и антропогенезисе - то к чему устремлены самые пытливые умы всех времен и народов.
Эти знания полученные мною после 50-летнего возраста (в свое время я окончил два российских вуза) способствовали по новому смотреть на историю человечества, на историю моего родного края - Кавказа, на историю моего лезгинского народа.
Чувство радости, чувство уверенности и спокойствия, чувство любви ко всему человечеству и чувство жажды творческого труда ожидает последователей Учения Эзотеризма и у многих открываются совершенно новые неожиданные личные способности, заложенные в нем самим Богом - самой Природой.
Это Учение дало мне еще и информацию о имеющемся в нем огромном пласте архаических слов-терминов, которые оказались как по звучанию, так и по содержанию сходным с моим родным языком полученным в детстве с молоком матери. Вскоре стало ясно, что протокавказский лезгинский язык является корневой основой языковой базы в учениях древних Мистерий, языком восходящим к тайному языку посвященных и Адептов всех рас - сензарскому языку (30 слов из 65 отмеченных сензарских из книги “Дзиан” известной человечеству, как самой древнейшей, говорят о сходстве).Этот язык получен как наследие от атлантов - людей Четвертой Коренной Расы, а наше нынешнее человечество в основном является представителями Пятой Коренной Расы, уже просуществовавший около одного миллиона лет. Этот протокавказский язык является одним из Семи первоначальных языков для нашей Пятой Коренной Расы. В свою очередь каждый из этих языков предназначен для Семи первоначальных типов человечества на Семи священных зонах Земли. Из этих семи первоначальных типов сохранились три, то есть три суб-расы: кавказская, монголоидная и эфиопская, а остальные исчезли (см.: “Тайная Доктрина”, “Разоблаченная Изида” Е.П.Блаватской). То есть, говоря другими словами, протокавказский лезгинский язык является наследником той речи, о которой “Тайная Доктрина” сообщает, что “сливки Четвертой Коренной Расы, устремляясь все более и более к вершине физической и разумной эволюции оставили в наследство нарождавшейся Пятой (арийской) Расе инфлекционные языки.
Мы знаем, что нашу Пятую Коренную Расу иногда называют арийской. Так это в знак больших цивилизаторских заслуг самих племен арийцев вышедших из Кавказа (см.: “Настольный словарь по всем отраслям знаний под руководством Ф.Толли, перевод с французского. 1864 г. в 3-х томах, том 2 стр. 269) - “Индийская культура”. “Исторические памятники доказывают, что начало древнеиндийской культуре положило завоевание Индии народом Кавказского племени: называвшим себя арийцами”.
“Индогерманские языки: также индоевропейские языки или арийские языки: - родственные языки Кавказского племени: распространенных по западной части Азии, почти во всей Европе и отсюда колонизацию прошедщих в другие части света, преимущественно в Америку и Австралию”.
Протокавказсакий язык был распространен в своем ареале кавказской расы (помимо Кавказа как священной зоны - прародины) - от Тибета и Индии на восток и по всей Европе до Скандинавии включительно. Он был языком первенцев на этих землях. Со временем эти инфлекционные языки претерпевают большие изменения. Мы знаем, что языки имеют свою циклическую эволюцию, свое детство, чистоту, рост, падение в материю, примесь других язков, зрелость и, наконец, смерть.
С появлением первых государственных основ, т.е. с началом, так называемой, исторической эпохи, этот кавказский первоначальный язык и единая Религия (религия Мудрости солнцепоклонников) начали размножаться в национальные языки и их религиозные языческие верования, оставаясь в языке служителей Мистерий и в храмовой литературе. А уже ближе к нашей эре появились мировые религии, которые также переняли эти готовые терминологии для своей религиозной службы и литературы.
Но на Кавказе - как на своей колыбели эта чистая инфлекционная речь сохранилась более лучшим образом. Не зря же эзотерика гласит, что в горах культура сохраняется в тысяча раз дольше, чем на равнине.
Вот что пишет Е.П.Блаватская: “Инфлекционная речь, корень санскрита весьма ошибочно названный “Старшей сестрой греческого языка вместо его матери - был первым языком, теперь же он тайный язык Посвященных Пятой Расы”.
Должен отметить, что эти сохранившиеся в мистериях и религиозной литературе и особенно в эзоторизме слова являются словами живого лезгинского языка, чаще как корни слов из 2-3-х букв, как слова первых поселенцев Кавказа и являющиеся цементирующей основой священного языка Мистерий ранних цивилизаций нашего человечества во все последующие поколения стали базой для писателей, философов, теологов и теософов. Особенно много таких слов в произведениях греческих авторов Гесиода, Гомера, Эсхила, Платона, Калимаха, Аполлона Родосского и др. В произведениях Аристотеля насчитано более 400 таких слов.
Могу представить в доказательство сказанному собранные и озвученные мною слова из мировой литературы, базирующиеся на основе лезгинского языка. Эти слова собраны чаще из труднодоступных книг по мифологии, эзотерике по оккультизму, религии и философской мысли.
1. Более 2000 слов в древнегреческой культуре.
2. Более 2000 слов в языке древних народов Италии (пелазгов, латинян, этруссков, сабинян, албан и др.).
3. Более 4000 слов в памятниках древнеиндийской культуры.
4. Более 500 слов в скандинавской мифологии.
5. Более 400 слов в тибетской храмовой литературе.
6. Более 400 слов в коптском языке Египта (в их первых христианских писаниях)
7. Более 200 слов в языке древнего Ирана (в “Авесте”, “Гатах”).
8. Более 400 слов в евангельском словаре (1993 г. Москва. Санкт-Петербург).
9. Более 1000 слов в теософском словаре Е.П.Блаватской, т.е. это одна третья часть всего словаря составленная из слов 26-ти крупных языков мира.
10. Дешифровка и озвучивание обозначений знаков самого раннего алфавита германо-скандинавских стран - “Старшие Руны” (III в.н.э.).
11. Дешифровка и озвучивание названий древнегреческих керамических ваз (23 из 25 известных).
12. Собраны около 150 слов необходимых для восстановления лезгинского языка из области духовных знаний как имеющие лезгиноязычную основу и многое другое.
Все это является своего рода и убедительным подтверждением открытия мирового масштаба моего друга, земляка Я.А.Яралиева, дешифровавшего помимо албанской письменности (в 1993 г.) знаменитый “Фестский диск” - первые письмена Европейской цивилизации (XVII в. до н.э.) найденной наукой в 1908 году и почти 100 лет не поддававшийся дешифровке. Языком их оказался пелазгийский язык. Пелазги - догреческие аборигенные племена древней Греции являющиеся самыми ранними племенами известные науке в Европе. Пелазги являются племенами одними из ранних миграционных волн кавказцев с протолезгинским языком. Последние данные науки сообщают, что именно пелазги создали первое на земле развитое земледелие в IX тысячелетии до нашей эры в Палестине и что случившееся в их стране страшное бедствие (VII-VI тыс. до н.э.) в результате трансгрессии, впоследствии получившее название Библейский потоп, рассказы о котором были перенесены пелазгами по всему свету в своих странствиях.
Мы вступаем в Эпоху Нового Мировоззрения. Новая Эпоха - это миролюбие, это человеческое достоинство и свобода, это духовное возвышение человечества.
Новая Эпоха - это презрение всеми считающимися себя достойными людьми, любой формы лжи, любой формы угнетения как между людьми, так и между нациями и народностями.
Кавказу надо вернуть имя колыбели человечества Европейской или Арийской рас и называть как всегда раньше называли - как Кавказская раса (см. Кремлевская Москва в 20 годах ХХ века выступила инициатором и постановила о переименовании имени Кавказской расы на Европейскую). (См. “Большая Советская Энциклопедия).Протокавказские языки являются не только проматерью Европейских языков, но и языков всего ареала Кавказской расы. К этому призывали и призывают сами кавказские ученые: акад. Маар, Абдушелишвили, Гамкрелидзе и Иванов, Старостин, Я.Яралиев, М.Г.Магомедов, Р.Гаджи и мн.др.
Все это говорит о том, то что учит научное толкование, что кавказские языки не относятся к индоевропейским языкам, не выдерживает критики.
А пелазгийский язык считающийся теперь матерью Европейских языков (причем надо же, этот пелазгийский язык считается мертвым языком у европейских ученых) теперь должен называться дочерью протокавказского лезгинского языка.
Об этом красноречиво говорят помимо всего прочего еще и древнегреческий и латинский словари, где можно обнаружить десятки тысяч слов с использованием лезгинских слов-корней, о которых нынешние италики и греки не имеют понятия. Эти пелазгийские слова-реликты ими не прочитаемы и им не понятны. Такое же наблюдается и о знаменитом санскрите, так называемом божественном литературном языке древней Индии, где обнаружены до 4000 лезгинских слов-корней, так или иначе участвующих в образовании сложных слов этого языка. Но что означает отдельно взятый корень сложного слова сами современные индусы не знают, а знающему лезгинский язык не представляется трудностью. Не потому ли ученые мира, впавшие в материализм нашли свой оригинальный выход - назвать мертвыми такие архаические языки, тем более, что они лишены государственной защиты. Вот к примеру: “Младшая Эдда” Снорри Стурлусона (XII век - как жемчужина германо-скандинавской мифологии переведена на 50 языков Европы. В 1970 году переведенном на русский язык текстах оказались 700 слов не поддававшихся переводу ни на какой язык (в том числе и на русском). Ознакомившись с русским переводом в 1996 году я обнаружил, что из этих 700 слов не менее 400 слов являются лезгиноязычными. Вскоре удалось расшифровать знаки самой древней письменности германо-скандинавского алфавита “Старшие Руны” (III в.н.э.). А уже позже в одном
 
Сегодня были уже 2476 посетителей (3792 хитов) здесь!
Этот сайт был создан бесплатно с помощью homepage-konstruktor.ru. Хотите тоже свой сайт?
Зарегистрироваться бесплатно